Поддержка детской инициативы








Поддержка детской инициативы в ДОО
С введением ФГОС ДО в практику работы ДОО было введено понятие «Поддержка детской инициативы», которое основывается на создании социальной ситуации, способствующей развитию детей. Давайте же рассмотрим, что означает проявление инициативы у детей дошкольного возраста: ребенок демонстрирует самостоятельность, способен самостоятельно выбирать темы для игровой деятельности, а также ставить и решать проблемные ситуации в игре.
Стоит напомнить, что ФГОС подчеркивают важность создания условий для свободного выбора детьми разнообразных видов деятельности, форм взаимодействия и участников. Важно отметить, что проявление инициативы у ребенка является ключевым признаком его развития. Поддержка и развитие детской инициативности должны осуществляться на протяжении всего периода дошкольного обучения.
Для содействия развитию детской инициативы и самостоятельности педагогам необходимо придерживаться ряда основных рекомендаций:
- создавать разнообразные условия и ситуации, которые будут стимулировать воспитанников активно применять свои знания и навыки в личной практике;
- постоянно расширять диапазон задач, которые дети могут решать самостоятельно, постепенно усложняя их и включая задания, требующие проявления сообразительности, раскрытия творческого потенциала и поиска новых решений;
- стимулировать интерес дошкольников к окружающему миру, развивать их стремление к приобретению новых знаний и навыков;
- укреплять волю детей, побуждать их преодолевать трудности и учить завершать начатые дела до логического конца; направлять детей на достижение высоких результатов.
Стоит обратить внимание то, что не следует злоупотреблять помощью, оказываемой детям. Иногда достаточно лишь ненавязчиво намекнуть и напомнить ребенку о его действиях в схожей ситуации. Важно поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивая их рост в возможностях и достижениях. Необходимо стимулировать проявление инициативы и творческого подхода.
Рассмотрим способы поддержания детской инициативы в зависимости от возрастной категории.
Младшая группа
В младшем дошкольном возрасте основная задача педагога заключается в поощрении познавательной активности каждого ребенка и развитии у него стремления к наблюдению, сравнению, а также исследованию свойств и качеств различных предметов. Важно внимательно относиться к вопросам, которые задают дети, побуждая и поддерживая их познавательную активность, а также создавать ситуации, способствующие самостоятельному поиску решений возникающих проблем. Организация пребывания ребенка должна обеспечивать ему возможность участвовать в разнообразных делах.
Дети в возрасте 4-5 лет проявляют высокую активность. Развитие самостоятельности в познании возможно благодаря освоению детьми системы различных исследовательских действий, простейших приемов анализа и сравнения, а также навыков наблюдения. Педагогу рекомендуется специально насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых им потребуется самостоятельно применять усвоенные
методы (например, определить, является ли песок влажным или сухим и подходит ли он для строительства).
В рамках режимных процессов и свободной детской деятельности воспитатель по мере необходимости создает развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, которые побуждают дошкольников использовать имеющийся опыт, проявлять инициативу и активность для самостоятельного решения возникших задач.
В старшем дошкольном возрасте статус детей в детском саду претерпевает изменения. Важно, чтобы педагог способствовал осознанию и эмоциональному восприятию детьми их новой роли. Учитывая потребность детей этого возраста в самоутверждении и признании со стороны взрослых, педагогу необходимо создать условия для развития самостоятельности, инициативы и творчества. Он должен регулярно формировать ситуации, побуждающие детей активно использовать свои знания и навыки, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать стремление преодолевать трудности и доводить начатое до завершения, а также нацеливать на поиск новых, креативных решений.
Таким образом, результатом правильно организованной работы с детьми становится их самостоятельность и инициатива, а также улучшение уровня самоконтроля и способности оценивать собственные возможности. Дети имеют возможность самостоятельно усваивать материал, применяя различные средства, способны анализировать информацию и делать собственные выводы. Они умеют устанавливать цели и задачи своей деятельности, анализировать условия, формулировать проблемы и гипотезы, выдвигать предположения о возможных вариантах решения проблемных ситуаций, а также организовывать и корректировать процесс как индивидуальной, так и совместной работы, достигая положительных результатов.